noradawa

noradawa

Monday, March 18, 2013

ПРЕДЕЛ ЖЕЛАЮЩЕГО 2



Глава 6
Смысл единобожия и свидетельства о том,
что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха

Арабский глагол “шахида” означает “свидетельствовать” и включает в себя несколько значений. Во-первых, он подразумевает твердую веру в то, что человек произносит и о чем он свидетельствует. А вера не может быть твердой, если человек лишен соответствующих знаний и убежденности. Во-вторых, он подразумевает произнесение свидетельства. В-третьих, он подразумевает объявление и разглашение этого. Следовательно, человек обязан не только произносить свидетельство языком, поскольку его слова не будут считаться свидетельством, пока он не станет сообщать другим о том, что он засвидетельствовал. Одним словом, выражение “я свидетельствую” означает “я твердо верю”, “я говорю”, “я объявляю и сообщаю”. При произнесении свидетельства все три условия непременно должны выполняться.
Теперь разберем выражение “нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”. Частица “ля” (букв. “нет”) означает, что никто не заслуживает обожествления, кроме Великого и Могучего Аллаха. Если после нее употребляется частица “илля” (букв. “кроме”), которая указывает на исключение, то она придает выражению новый оттенок, ограничивая его смысл. Все это означает, что истинным божеством является только Аллах и что никто другой не заслуживает поклонения и обожествления.
Слово “илях” означает “божество”, и поэтому это выражение подразумевает отсутствие любых божеств, кроме Аллаха. Однако божества, которым поклоняются вместо Аллаха, существуют. Следовательно, в этом выражении имеется в виду отсутствие истинных божеств, кроме Аллаха. И если люди поклоняются кому-либо, кроме Аллаха, то они действительно поклоняются этому, но поступают лживо, несправедливо и противозаконно. Именно так понимают арабы слова “нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”.

Всевышний Аллах сказал:
«Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» Аль-Исра 17:57.

Всевышний сообщил, что те, кому поклоняются многобожники, сами ищут пути приближения к Аллаху. Арабское слово “василя” означает “устремление”, “нужда”. Это означает, что они надеются удовлетворить все свои нужды только благодаря Аллаху. Только Великий и Могучий Аллах способен на это, и поэтому они не обращаются ни к кому другому и связывают свои устремления только с Великим и Могучим Аллахом. В этом аяте Аллах назвал себя Господом, потому что внимание молитвам и оказание помощи творениям являются особенностями Его господства. Отсюда следует, что этот аят разъясняет смысл единобожия, который заключается в том, что любая нужда может быть удовлетворена только благодаря Великому и Могучему Аллаху. Всевышний сказал: «Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него» Аль-Исра 17:57.
Таково положение избранных рабов Аллаха, которые поклоняются Ему с любовью, страхом и надеждой. А в этом и заключается смысл единобожия.

Всевышний Аллах также сказал:
«Вот Ибрахим сказал своему отцу и народу: “Воистину, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем”» Аз-Зухруф 43:26-27.
Это откровение, подобно свидетельству единобожия, содержит в себе отрицание и утверждение. Слова “нет божества” соответствуют словам “Воистину, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь”, тогда как слова “кроме Аллаха” соответствуют словам “кроме Того, Кто сотворил меня”. Для подобного отречения человек должен возненавидеть все, чему поклоняются вместо Аллаха, отвергать это и питать к этому вражду. И только тогда, когда подобные чувства найдут место в душе человека, он станет настоящим мусульманином.

21

_______________________________________________________________________________

Он сказал также:
«Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов...» Ат-Тауба 9:31.
Под господством здесь подразумевается поклонение, и это значит, что люди Писания сделали своих первосвященников и монахов идолами, которым они поклонялись наряду с Аллахом. А объясняется это тем, что они повиновались им, когда те разрешали им совершать запрещенное и запрещали им совершать дозволенное. При этом они считали такое поведение правильным, тогда как повиновение также является проявлением единобожия.

Он также сказал:
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» Аль-Бакъара 2:165.

Они любят свои божества так же, как любят Аллаха. Это значит, что они питают к Аллаху великую любовь, но свои божества они любят так же сильно. Однако подобное приобщение творений к Аллаху в любви является проявлением многобожия. Именно оно стало причиной того, что эти люди окажутся обитателями Огня, и поэтому Великий и Могучий Аллах поведал о том, что обитатели Огня скажут: 
«Клянемся Аллахом, мы пребывали в очевидном заблуждении, когда равняли вас с Господом миров» Аш-Шуара 26:97-98.
 Любовь является одной из форм поклонения, и если люди не посвящают свою любовь одному Аллаху, они начинают приравнивать творения к Аллаху. В этом заключается смысл единобожия и смысл свидетельства о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха.

В “ас-Сахихе” Муслима сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Неприкосновенны имущество и жизнь того, кто сказал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и отрекся от поклонения всему, кроме Аллаха. А ответ он будет держать перед Великим и Могучим Аллахом».(16)


Этот хадис содержит конкретное указание на то, что недостаточно просто произносить свидетельство единобожия. Наряду с произнесением слов “нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, человек обязан отречься от всего, чему поклоняются вместо Аллаха. Это значит, что свидетельство “нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”, подразумевает отречение от всего, чему поклоняются наряду с Аллахом. И если человек говорит, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и отрекается от всего, чему поклоняются наряду с Аллахом, то он становится мусульманином, а имущество и кровь мусульманина являются неприкосновенными, если только он не совершит одно из трех известных преступлений.(17) Из этого тебе должно быть ясно, что ты должен уделять больше внимания размышлениям над смыслом единобожия и свидетельства о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, для того, чтобы ты смог понять его вместе с его доказательствами.

Разъяснению этой главы посвящены все остальные главы этой книги. Данная же глава содержит самый большой и важный вопрос – смысл свидетельства. В этой главе он разъясняется на наглядных примерах.

Вся эта книга является разъяснением смысла единобожия и слов “нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”. В ней разъясняется, что именно несовместимо с единобожием, что противоречит его основам, а что мешает исповедовать его самым совершенным образом. В ней излагается смысл великого, малого и скрытого многобожия, а также всевозможных проявлений многобожия в речи. В ней также разъясняется, что признание единственного Бога обязывает человека уверовать в имена и качества Аллаха и подразумевает признание Аллаха единственным Господом.

Аят из суры “аль-Исра” содержит ответ многобожникам, которые взывали к праведникам. В аяте разъясняется, что подобные действия являются величайшим многобожием.
В аяте из суры “Бараа”(18) говорится о том, что люди Писания приняли своих первосвященников и монахов за господ наряду с Аллахом. Разъясняется, что им было повелено поклоняться только Одному Богу, а несложный для понимания смысл поклонения людей Писания богословам и монахам состоит в том, что они повиновались им, ослушаясь при этом Аллаха, хотя и не обращались к ним с молитвами.
------------------------------------------------------
16 Муслим (23). 
17 Имеется в виду хадис ‘Абдуллаха ибн Мас’уда, в котором сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Жизнь мусульманина является неприкосновенной, за исключением трех случаев: совершение прелюбодеяния женатым человеком, убийство и отступничество от религии и отлучение от мусульманской общины». Этот хадис передали аль-Бухари в разделе “Китаб ад-Дийат”, Муслим в разделе “Китаб аль-Касама”, Абу Дауд в разделе “Китаб аль-Худуд” и ат-Тирмизи в разделе “Китаб аль-Худуд”. 

18 Так иначе называется сура “ат-Тауба”. – Прим. пер.




22
_______________________________________________________________________________

Обращаясь к неверующим, возлюбленный Аллаха Ибрахим, мир ему, сказал: «Воистину, я не имею отношения к тому, чему вы поклоняетесь, кроме Того, Кто сотворил меня». Тем самым он исключил из объектов поклонения все, кроме своего Господа. Пречистый Аллах упомянул, что такое отречение и преданность представляют собой смысл свидетельства о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха. Всевышний сказал: «Он сделал это (свидетельство о том, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь» Аз-Зухруф 43:28.
В аяте из суры “Аль-Бакъара” о неверующих говорится: «Они никогда не выйдут из Огня» Аль-Бакъара 2:167.
В нем сообщается, что они любят свои предметы поклонения так, как любят Аллаха. Это означает, что они испытывают к Аллаху великую любовь, которая не делает их мусульманами. Что же тогда говорить о тех, кто возлюбил свои предметы поклонения сильнее, чем Аллаха? И что можно сказать о том, кто любит свой предмет поклонения и не любит Аллаха вовсе?
Сюда же относится и высказывание Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Неприкосновенны имущество и жизнь того, кто сказал, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха, и отрекся от поклонения всему, кроме Аллаха. А ответ он будет держать перед Великим и Могучим Аллахом». Эти слова лучше всего разъясняют смысл свидетельства “нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”. Его произнесение само по себе не обеспечивает неприкосновенности жизни и имущества. Также не обеспечивают этого ни понимание смысла свидетельства наряду с его произнесением, ни его признание, ни обращение в молитвах к одному Аллаху, у Которого нет сотоварища. Имущество и жизнь человека будут неприкосновенны лишь тогда, когда все указанное выше будет дополнено полным отвержением всех объектов поклонения, кроме Аллаха. Любое же сомнение или колебание лишает неприкосновенности имущество и жизнь человека. Насколько велика и грандиозна эта проблема! И насколько же убедительно и красноречиво данное разъяснение, и насколько неопровержимы аргументы для любого спорщика!

23
_______________________________________________________________________________


ГЛАВА 7
Ношение кольца, шнурка и т.п. для избавления от беды или ее 
предотвращения является проявлением многобожия

С этой главы начинается разъяснение смысла единобожия и того, что противоречит ему. Хорошо известно, что любая вещь познается благодаря изучению ее сущности и изучению того, что несовместимо с ней. Имам, да смилостивится над ним Аллах, начал с упоминания того, что противоречит единобожию. Среди деяний, которые противоречат единобожию, есть такие, которые противоречат самой основе единобожия. К ним относятся проявления великого многобожия, и если человек, несущий ответственность за свои деяния, совершает подобные поступки, то он становится многобожником и выходит из лона Ислама. К другой группе деяний относятся те, которые мешают человеку исповедовать единобожие самым совершенным образом, что само по себе относится к обязательным предписаниям. Такими деяниями являются проявления малого многобожия, и если человек совершает их, то он не может достичь совершенства в единобожии, поскольку оно достигается только благодаря избавлению от всех видов многобожия.
Шейх, да смилостивится над ним Аллах, начал подробно описывать виды многобожия с разъяснения малого многобожия, которое очень часто имеет место. Он упомянул о видах малого многобожия до упоминания о большом многобожии для того, чтобы перейти от менее опасных деяний к более опасным.
В этой главе описываются некоторые из проявлений многобожия, такие как ношение кольца, шнурка, бусины, амулета, куска железа и т.п. Их носят на руках или надевают на шеи, подвешивают в домах или автомобилях, надевают на малолетних детей с верой в то, что это принесет определенную пользу. Все эти деяния рассматриваются в данной главе и являются проявлениями многобожия. Арабы имели определенные убеждения, связанные с ношением колец, шнурков, амулетов и им подобных вещей. Они полагали, что ношение их оказывает положительное воздействие на человека и приносит пользу, избавляя от беды, которая уже поразила человека, или предотвращая беду, которая может поразить его. Последнее убеждение было еще более опасным, потому что они полагали, что эти жалкие и ничтожные предметы могут предотвратить предопределение Аллаха.
Почему же это относится к проявлениям малого многобожия? Потому что сердце человека привязывается к этим предметам, которые он начинает считать причиной избавления от беды или ее предотвращения. Следовательно, из этой главы вытекает следующее правило: ничто нельзя считать причиной происходящих явлений, если эта причина не определена шариатом или если наблюдения не свидетельствуют о том, что она влияет на происходящие явления, причем это влияние должно быть очевидным, а не скрытым. К таким причинам относятся медицинские препараты, а также другие причины, результаты воздействия которых очевидны. Например, совершенно очевидно, что огонь согревает, а вода охлаждает и т.п. Эти причины очевидны и результаты их воздействий не вызывают сомнений.

24

_______________________________________________________________________________

Необходимо отметить, что все проявления малого многобожия могут стать великим многобожием в зависимости от обстоятельств, и если человек убежден в том, что кольцо или нитка, например, не являются причиной для достижения благополучия, а приносят пользу самостоятельно, то подобные воззрения являются великим многобожием, потому что исповедующий подобные воззрения полагает, что некоторые предметы распоряжаются делами во вселенной наряду с Великим и Могучим Аллахом. Следовательно, важнейшим вопросом этой главы является привязанность сердца.

Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: “Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?” Скажи: “Довольно мне Аллаха. На Него одного уповают уповающие» Аз-З’Умар 39:38.

Всевышний велел спросить: «Неужели вы признаете, что Единственным Создателем небес и земли является Аллах, а затем посвящаете обряды поклонения другим?!» Этот метод часто используется в Коране. Аллах опровергает воззрения многобожников, которые отказываются признавать Аллаха своим Единственным Богом, напоминая им о том, что они признают Его своим Единственным Господом.
Под зовом и молитвой в этом аяте подразумеваются как молитвы с просьбами о помощи, так и молитвы с целью поклонения Аллаху, потому что люди приобщают сотоварищей к Аллаху в обеих из этих форм поклонения. Что же касается творений, к которым многобожники взывают наряду с Аллахом, то это могут быть некоторые из пророков и праведников или ангелы. Есть также язычники, которые обращаются с мольбой к планетам, звездам, деревьям, камням, истуканам или идолам.
Но разве, если Аллах захочет навредить Своему рабу, они смогут отвратить Его вред? Если же Он пожелает оказать ему милость, разве они смогут удержать ее? Такими словами Аллах разъяснил, что эти и другие вымышленные божества не способны принести пользу или причинить вред. Следовательно, бесполезно возлагать надежды на божества, которые, по мнению многобожников, занимают высокое положение перед Великим и Могучим Аллахом, позволяющее им заступаться за другие творения.
Ранние мусульмане опирались на аяты, посвященные великому многобожию, для изобличения порочности малого многобожия, потому что оба этих вида многобожия подразумевают возложение надежд на кого-либо, помимо Великого и Могучего Аллаха. И если на них нельзя возлагать надежды в самом главном вопросе, то тем более бесполезно полагаться на них в менее важных вопросах. Кроме того, они поступали таким образом, потому что основным вопросом этих аятов является разъяснение того, что никто, кроме Аллаха, не способен навредить рабам и что без позволения Аллаха никто не способен избавить рабов от беды, которую Аллах пожелал наслать на них. А ведь именно надежды, которые люди связывают с тем, что может навредить им или принести им пользу, являются той самой причиной, по которой многобожники привязываются к своим кольцам или шнуркам.

Передают, что Имран ибн Хусайн рассказывал: «Однажды Пророк, мир ему и благословение Аллаха, увидел одного человека с желтым кольцом на руке и спросил его: Что это такое? Тот ответил: Я ношу его, чтобы меня не постигла слабость. Тогда он сказал: Немедленно сними его, ибо оно лишь увеличивает твою слабость. Если ты умрешь с этим кольцом на руке, то никогда не преуспеешь». Этот хадис передал Ахмад с неплохой цепочкой рассказчиков.(19)
----------------------------
19 Ахмад 4/445, Ибн Маджа (3531), Ибн Хиббан (1410), (1411).


25



________________________________________________________________________________

Под слабостью (араб. “вахина”) здесь подразумевается любая болезнь, которая может ослабить тело. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, просто повелел сподвижнику снять кольцо, ибо если человек повинуется приказам, то достаточно отдать ему устный приказ и не удерживать его от злодеяния рукой. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также разъяснил, что если бы такое кольцо на руке оказывало на человека какое-нибудь воздействие, то оно причиняло бы его телу один только вред. А наряду с этим оно вредило бы его духовному благополучию, потому что мешало бы его душе противостоять слабости и болезни. Таково положение всех, кто приобщает сотоварищей к Аллаху, потому что они лишь усугубляют свое положение, хотя полагают, что их поступки приносят им пользу.
Затем Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал, что если человек умрет с таким кольцом на руке, то он никогда не преуспеет. Эти слова можно истолковать двояко. Согласно первому толкованию, здесь имеется в виду абсолютный успех, под которым подразумевается попадание в Рай и спасение от Огня. Это относится к тем, кто совершает великое многобожие и полагает, что такое желтое кольцо или завязанный шнурок приносят пользу самостоятельно. Согласно второму толкованию, такой человек не обретет успеха в его самой совершенной форме. А это относится к тем, кто полагается на предметы, которые Аллах не сделал причиной для соответствующих явлений ни на основании священных текстов, ни в соответствии с вселенскими законами. Именно так поступают люди, совершающие малое многобожие.

Он же передал хадис Укбы ибн Амира о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тому, кто повесил на себя амулет, пусть Аллах не даст благого конца, а тому, кто повесил на себя раковину, пусть Аллах не даст покоя».(20)

В другой версии говорится: «Кто повесил на себя амулет, тот приобщил сотоварищей к Аллаху» Ахмад 4/156, Аль-Хаким 4/417.

Этот хадис относится к тем, кто вешает на себя подобные вещи и привязывается к ним всей душой. Такие люди не только вешают на себя амулеты и тому подобное, но и связывают с ними свои надежды.
Амулетами называются бусины и другие подобные предметы, которые вешают на шею для того, чтобы уберечься от сглаза, зависти или другой беды. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, помолился о том, чтобы Аллах не дал таким людям благого конца, потому что арабы называли амулеты словом “тамима”, полагая, что они обеспечивают благополучный исход. Вот почему Пророк, мир ему и благословение Аллаха, помолился о том, чтобы Аллах не позволял таким людям добиться желаемого.
Что касается раковин, то арабы надевали их на шею или привязывали к плечевой части руки для того, чтобы уберечься от сглаза и тому подобного. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, помолился о том, чтобы Аллах не оставлял таких людей в покое и благоденствии, потому что они приобщают к Нему сотоварищей.

Ибн Абу Хатим передал, что Хузейфа, увидев на руке мужчины шнурок от лихорадки, сорвал его и прочитал следующий аят: «Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» Йусуф 12:106.

Этот мужчина повесил шнурок от лихорадки для того, чтобы излечиться от лихорадки или уберечься от нее. Сподвижник сорвал его, и это свидетельствует о том, что подобный поступок является предосудительным и настолько тяжким, что мусульмане обязаны исправлять его, срывая такие шнурки. А что касается коранического аята, то ранние мусульмане говорили, что большинство людей верует в то, что Аллах является Господом, т.е. одаряет творения уделом, возвращает их к жизни и умерщвляет их. Они признают Великого и Могучего Аллаха своим Единственным Господом, но приобщают к Нему сотоварищей в поклонении. Однако признание Аллаха только Единственным Господом не спасает человека от наказания до тех пор, пока он не начинает поклоняться только одному Аллаху.
Безусловно, этот аят касается великого многобожия, и поэтому автор, да смилостивится над ним Аллах, отметил, что сподвижники опирались на аяты, относящиеся к великому многобожию, для осуждения малого многобожия.
---------------------------
20 Ахмад 4/154, Ибн Хиббан (1443), аль-Хаким 4/417.

26

_______________________________________________________________________________

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Резкое осуждение ношения кольца, шнурка и других вещей с подобной целью. 
  2. Слова пророка о том, что сподвижник, о котором говорится в хадисе, не преуспел бы, если бы умер, имея на себе то кольцо. Это подтверждает высказывание сподвижников о том, что даже малое многобожие хуже тяжких грехов. 
  3. Невежество не может служить этому оправданием. 
  4. Амулет не только не приносит пользы в этом мире, но и вредит, поскольку Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «...ибо оно лишь увеличивает твою слабость».
  5. Резкое порицание тех, кто поступает подобным образом.
  6. Разъяснение того, что каждый, кто носит что-либо подобное, привязывается к этому предмету.
  7. Разъяснение того, что ношение амулета является приобщением сотоварищей к Аллаху.
  8. Повязывание шнурка от лихорадки также является приобщением сотоварищей к Аллаху.
  9. Чтение Хузейфой аята свидетельствует о том, что сподвижники опирались на аяты, относящиеся к великому многобожию, для осуждения малого многобожия. Таким же образом Ибн ‘Аббас высказывался об аяте из суры “Аль-Бакъара”.
  10. Ношение раковины от сглаза также является приобщением сотоварищей к Аллаху.
  11. Проклятие того, кто повесил на себя амулет, чтобы Аллах не дал ему благого конца, и того, кто повесил на себя раковину, чтобы Аллах не дал ему покоя, означает, что Аллах отказался от таких людей.
27


_________________________________________________________________________________

ГЛАВА 8
О заклинаниях и амулетах

Эта глава посвящена разъяснению религиозного предписания о заклинаниях. Под заклинаниями подразумеваются молитвы или слова, которые произносят или читают над больным человеком, после чего читающий заклинание поплевывает на него. Некоторые из них оказывают органическое влияние на организм, а некоторые влияют на состояние души. Часть заклинаний разрешается шариатом, а часть их относится к проявлениям многобожия. Законотворец позволил читать заклинания, в которых нет проявлений многобожия. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Нет ничего плохого в заклинании, если оно не является многобожием». Что же касается заклинаний, относящихся к проявлениям многобожия, то в них человек обращается за покровительством или помощью к кому-либо вместо Аллаха, или же они содержат имена дьяволов. К ним также относятся те случаи, когда больной, которому читают заклинание, убежден в том, что оно оказывает воздействие самостоятельно. Подобные заклинания запрещены и относятся к заклинаниям, содержащим проявления многобожия.
Что касается амулетов, то мы уже говорили о смысле этого слова и упомянули, что к ним относятся любые куски кожи, бусины, записанные слова поминания или молитвы о помощи, которые подвешиваются с определенной целью. Амулеты также могут представлять собой, например, голову медведя или газели, иметь форму подковы. В качестве амулетов подвешивают лоскуты из черной материи, изделия в форме глаза или четки определенной формы. Все эти предметы можно назвать амулетами, и объединяет их то, что благодаря им люди надеются довести до конца благое начинание или предостеречься от зла. Однако шариат не разрешает поступать таким образом, да и сами амулеты не обладают такой способностью. Некоторые люди говорят, что они вешают эти предметы, не преследуя такие цели, что они вешают их в автомобилях или домах для украшения и т.п. Но ведь люди поступают так очень редко, и поэтому мы говорим, что если человек повесил амулет, полагая, что по воле Аллаха он способствует предотвращению беды или избавлению от несчастья, то он совершает малое многобожие, но если он повесил такие предметы только для украшения, то он совершает грех, потому что уподобляется людям, которые совершают малое многобожие. Известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Кто уподобляется каким-либо людям, тот сам является одним из них».

В “ас-Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Башира аль-Ансари о том, что он сопровождал Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, в одной из его поездок, когда тот посылал гонца с приказом снять с шей верблюдов все ожерелья из обветшалой тетивы и чтобы не осталось ни одного ожерелья, которое не было бы сорвано».(21)


Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел срывать ожерелья с шей верблюдов, потому что арабы верили в то, что они оберегают верблюдов и коров от сглаза. Безусловно, подобные убеждения относятся к проявлениям многобожия.

Передают, что Ибн Мас’уд рассказывал: «Я слышал, как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Воистину, заклинания, амулеты и привораживания являются проявлением многобожия». Этот хадис передали Ахмад и Абу Дауд.(22)


Этот хадис содержит грамматическое усиление, и из него следует, что все заклинания, все амулеты и все привораживания относятся к проявлениям многобожия. Исключением из этого общего правила являются некоторые виды заклинаний, по поводу которых существуют ясные священные тексты. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: 
-----------------------------------
21 Ахмад 5/216, аль-Бухари 6/98, Муслим (2115), Абу Дауд (2552), Малик 2/937.
22 Ахмад 1/381, Абу Дауд (3883), Ибн Маджа (3530), аль-Хаким 4/418.



28


________________________________________________________________________________

«Нет ничего плохого в заклинании, если оно не является многобожием». Кроме того, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сам читал заклинания, и ему тоже читали заклинания. Эти тексты свидетельствуют о том, что не все виды заклинания относятся к проявлениям многобожия. Многобожием являются лишь некоторые виды заклинаний, которые содержат в себе элементы многобожия. Что касается амулетов, то для них не сделано исключений, и поэтому все виды амулетов относятся к проявлениям многобожия. Что же касается привораживания, то шейх, да смилостивится над ним Аллах, сказал, что привораживанием называются действия, посредством которых люди надеются заставить мужчину полюбить жену, а женщину – полюбить мужа. Привораживания относятся к колдовству, а поскольку они являются результатом человеческих усилий, их также можно отнести к амулетам. Привораживая человека, колдун читает заклинание, содержащее элементы многобожия, и люди полагают, что это побуждает женщину полюбить мужа, а мужчину – полюбить жену. Подобные действия являются одним из видов колдовства, а колдовство является неверием и формой приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху.

Передают, что ‘Абдуллах ибн Укейм рассказывал, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Тот, кто повесил на себя что-то, вверяется этому». Этот хадис передали Ахмад и ат-Тирмизи.(23)


В арабском тексте этого хадиса использовано имя в неопределенном состоянии в контексте условного предложения, и поэтому он имеет общий смысл. А это значит, что всякий человек, которые вешает на себя какой-либо предмет, обязательно вверяется ему. Если же кто-либо делает исключение для каких-либо предметов, то священные тексты свидетельствуют против него, потому что этот хадис имеет общий смысл. Если раб начинает полагаться на что-либо вместо Великого и Могучего Аллаха, то убыток окружает его со всех сторон, потому что раб может обрести могущество и успех, добиться благополучия, исправить свои намерения и деяния только тогда, когда он во всех своих словах и поступках вверяется одному Аллаху, связывает свое будущее только с Ним и ищет защиты от зла только у Него, когда он радуется и веселится ради Аллаха, полагается на Аллаха, вверяет свою судьбу Аллаху и уповает на Аллаха. И если он поступает таким образом, уповая на одного Аллаха и не полагаясь на творения, то Великий и Могучий Аллах обязательно создаст для него выход из сложного положения, даже если небеса и земля замыслят против него зло. И все потому, что он положился на Аллаха и доверил свою судьбу Великому Господу, Чья слава велика и Чьи имена безупречны.

Амулеты – это то, что вешают на детей, чтобы уберечь их от сглаза. Если они представляют собой аяты из Корана, то некоторые из ранних мусульман позволяли носить их, а некоторые нет, считая это запретным. Одним из тех, кто запрещал носить подобное, был Ибн Мас’уд.

К амутелам относятся любые предметы, которые вешают для того, чтобы уберечься от сглаза, защититься от зла или обрести благо. Некоторые ранние мусульмане разрешали носить амулеты, содержащие аяты из Корана, хотя священные тексты свидетельствуют о том, что все виды амулетов являются запрещенными. Но если человек вешает на себя коранические откровения, то он не приобщает сотоварищей к Аллаху, потому что он повесил на себя то, что является Речью Аллаха и относится к качествам Великого и Могучего Господа. А это значит, что, поступая таким образом, человек пытается уберечься от зла, не приобщая в сотоварищи к Аллаху творения.

Заклинания считаются дозволенными, если они не содержат элементов многобожия, поскольку Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, позволил пользоваться заклинаниями против дурного глаза и укуса змеи или скорпиона.
Привораживанием называются действия, посредством которых люди надеются заставить мужа полюбить жену, а жену – полюбить мужа.
-----------------------------------
23 Ахмад 4/211, ат-Тирмизи (2073).

29

______________________________________________________________________________

Ахмад передал следующие слова Рувайфи: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал мне: О Рувайфи, возможно, ты проживешь долго. Поэтому передай всем, что если кто будет закручивать бороду, носить ожерелье из обветшалой тетивы и очищаться от экскрементов навозом животных или костями, то Мухаммад не имеет отношения к такому человеку».


Ожерелья из обветшалой тетивы упоминаются в этом хадисе неслучайно. Ношение ожерелий само по себе не является запрещенным, однако запрещается носить ожерелья, которые, по мнению людей, способны уберечь от сглаза, например, ожерелья из обветшалой тетивы. Если же человек поступает таким образом, то Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, не имеет к нему отношения. Это выражение означает, что такой поступок относится к тяжким грехам, и свидетельствует о пагубности этого проступка. Безусловно, малое многобожие относится к тяжким грехам, равно как и великое многобожие относится к тяжким грехам.

Передают, что Саид ибн Джубейр сказал: «Тот, кто сорвал с человека амулет, подобен тому, кто освободил одного раба». Об этом сообщил Ваки.

Этот хадис подчеркивает превосходство поступка того, кто сорвал амулет. Это объясняется тем, что ношение амулета является формой приобщения сотоварищей к Аллаху, и тем, что малое многобожие обрекает человека на мучения в Огне, поскольку по этому поводу есть грозное предупреждение. И если человек носит амулет, то за этот поступок ему грозят мучения в Огне. Если же человек сорвал амулет с шеи своего товарища, то он словно освободил из Огня одного раба, потому что он уничтожил причину, которая обрекала его на такое наказание. Аллах же одаряет такого человека вознаграждением, подобным вознаграждению за освобождение раба, поскольку воздаяние всегда соответствует роду совершенного деяния.

Он же сообщил, что Ибрахим сказал: «Они запрещали любой амулет, будь то аяты Корана или нет».
Ваки сообщил, что Ибрахим ан-Нахаи, один из учеников Ибн Мас’уда, рассказывал, что сподвижники Ибн Мас’уда запрещали надевать любые амулеты, будь то аяты из Корана или нет.

РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Смысл понятий “заклинание” и “амулет”.
  2. Смысл понятия “привораживание”.
  3. Все эти три понятия относятся к проявлениям многобожия.
  4. Исключением является только заклинание от дурного глаза и укуса змеи или скорпиона, состоящее из истинных слов.
  5. Если амулет представляет собой аяты Корана, то мнения ученых по поводу того, является ли это проявлением многобожия или нет, разделились.
  6. Навешивание ожерелий из обветшалой тетивы на верховых животных является проявлением многобожия.
  7. Грозное предупреждение тому, кто повесил на себя ожерелье из обветшалой тетивы.
  8. Награда тому, кто сорвет с человека амулет.
  9. Слова Ибрахима не противоречат сказанному выше о существовании разногласий между учеными, поскольку он имел в виду учеников ‘Абдуллаха Ибн Мас’уда.
----------------------------------------------
24 Ахмад 4/108,109, Абу Дауд (36), ан-Насаи 8/135.

30

___________________________________________________________________________


ГЛАВА 9
О том, кто испрашивает благословения у деревьев, 
камней и тому подобных вещей

Каково религиозное суждение о таком человеке? Он является многобожником. Под испрашиванием благословения подразумеваются просьбы ниспослать рабу много добра и не лишать его этого. Священные тексты Корана и Сунны свидетельствуют о том, что только Великий и Могучий Аллах может благословить творения, одарив их добром. Ни одно творение не благословить другое в таком смысле. Всевышний сказал: «Благословен Тот, Кто ниспослал Cвоему рабу Различение…» Аль-Фуркан 25:1.
Это означает, что милость Того, Кто ниспослал Своему рабу Различение, велика, бесконечна и постоянна. Всевышний также сказал: «Мы благословили его и Исхака…» Ас-Саффат 37:113.
Он также сказал устами пророка Исы: «Он сделал меня благословенным…» Марьям 19:31.
Одним словом, благословить может только Аллах, и поэтому творениям не позволяется говорить: «Я благословляю что-либо!» или «Я благословляю ваше дело! » или «Твое прибытие благословенно!» Благословить может только Аллах и благословение бывает только от Аллаха, потому что добро, его изобилие и постоянство зависят от Того, в Чьей Длани находится власть над всем сущим.
Священные тексты Корана и Сунны свидетельствуют о том, что творения, которые благословил Великий и Могучий Аллах, представляют собой либо места и времена, либо являются представителями человеческого рода.
К первой группе относятся места и времена. Великий и Могучий Аллах благословил некоторые места, например, Заповедный Дом Аллаха, окрестности Иерусалима и т.п. Это означает, что Аллах наделил эти места великим благом, которое не покидает их на протяжении многих веков. Смысл этого заключается в том, чтобы жители этих мест оставались в них и не покидали их. Но это не означает, что люди должны обтирать эту землю или стены построенных на ней домов, потому что дарованное ей благословение невозможно перенести с одного места на другое. Это значит, что если человек прикоснулся к этой земле, был погребен в ней или попытался получить от нее благословение, то это не принесет ему никакой пользы. Это благословение не может перейти от одного существа к другому, потому что оно является духовным и подразумевает то, что сердца людей привязаны к этим благословенным землям, подобно тому, как они привязаны к Заповедному Дому Аллаха. Оно также подразумевает то, что если человек устремляется к этой земле, прибывает к ней, разъезжает по ней и поклоняется там, то он удостаивается великого блага. Черный камень также является благословенным камнем, однако его благо заключается в определенных обрядах поклонения. Это значит, что если человек прикасается к нему или целует его, тем самым поклоняясь Аллаху и повинуясь Пророку, мир ему и благословение Аллаха, то он обретает благо, которое несет с собой повиновение Посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. ‘Умар, да будет доволен им Аллах, поцеловав Черный камень, сказал: «Воистину, я знаю, что ты – всего лишь камень. Ты не приносишь пользу и не причиняешь вред». Высказывание о том, что камень не приносит пользу и не причиняет вред, означает, что он не способен никому принести какую-либо пользу и не способен от кого-либо отвратить какой-либо вред. Что касается благословенных времен, то к ним относится месяц рамадан и некоторые другие славные дни. Благодать этих дней заключается в том, что если человек поклоняется Аллаху в эти дни и совершает праведные поступки, то он удостаивается большого вознаграждения, которое он не может получить в другие дни.
Ко второй группе относятся потомки Адама, которые получили благословение Аллаха. Пророки и посланники получили благословение Аллаха, связанное с ними самими. Это означает, что их тела были благословенными, и их соплеменникам было разрешено искать благословения через их тела, обтирая их, собирая их пот или подбирая их волосы. А объясняется это тем, что их тела могли приносить пользу окружающим. Наилучшим из них был Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, и его тело также было благословенным, и поэтому в Сунне сообщается, что сподвижники искали благословения, собирая его пот и волосы. То же самое относилось ко многим другим вещам, которые были благословенны и могли принести пользу. Благословение, благо и польза могли переходить от тел Божьих пророков и посланников другим людям, однако это было характерной чертой только самих пророков и посланников. Что же касается остальных людей, то нет священных текстов о том, что Аллах одарил кого-либо из сподвижников 





31
_________________________________________________________________________________

пророков благословением, которое было бы связано с ними самими. Такого благословения не были удостоены даже самые лучшие представители мусульманской общины – Абу Бакр и ‘Умар. Достоверно известно, что сподвижники, их последователи и современники Пророка, мир ему и благословение Аллаха, обратившиеся в ислам после его смерти, не искали благословения через Абу Бакра, ‘Умара, Усмана или Али, подобно тому, как они искали благословения через Пророка, мир ему и благословение Аллаха, подбирая его волосы и обтираясь водой, которой он совершал омовение. Благословение, которым были наделены эти славные сподвижники, было связано с их деяниями, а не с ними самими. Оно не могло передаваться от одного человека другому, подобно благословению, которое получил Пророк, мир ему и благословение Аллаха. И поэтому мы говорим, что каждый мусульманин наделен благословением, однако это благословение не связано с его телом, а связано с его праведными деяниями, его приверженностью исламу, его верой, находящимися в его сердце богобоязненностью и почтением к Великому и Могучему Аллаху, а также его стремлением следовать путем Его Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Это благословение определяется его знаниями, поступками и праведностью и не может переходить другим людям. Из этого следует, что искать благословения через праведников можно только, руководствуясь их праведными деяниями, а искать благословения через ученых можно только, обучаясь у них праведным знаниям и пользуясь их познаниями. Этот вопрос следует рассматривать только таким образом, и не разрешается искать благословения через праведных людей, прикасаясь к ним руками или обтирая себя их слюной, потому что сподвижники, которые были самым достойным поколением в мусульманской общине, после смерти Пророка, мир ему и благословение Аллаха, не поступали таким образом с лучшими из мусульман – Абу Бакром, ‘Умаром, Усманом и Али. И это предписание является абсолютно категоричным.
Что же касается многобожников, то они обращаются к своим божествам в надежде на то, что те одарят их великим благом и сделают это благо постоянным. При этом они испрашивают их благословения самым разным образом, каждый из которых является проявлением многобожия. Они испрашивают благословения у деревьев, камней, пещер, могил, источников воды и прочих мест, в святость которых верят невежественные люди.
Испрашивание благословения у деревьев, камней, могил и прочих мест относится к великому многобожию, если человек верит в то, что это место помогает приблизиться к Аллаху и является посредником между Аллахом и человеком, который прикасается к нему рукой, валяется в нем в пыли или приникает к нему. Подобные убеждения являются обожествлением творений наряду с Аллахом и великим многобожием. Именно такие убеждения имели арабы времен невежества в отношении деревьев и камней, которым они поклонялись, а также в отношении могил, у которых они испрашивали благословения. Они полагали, что если они будут собираться возле этих идолов, обтирать их руками или посыпать себя песком, то это место, или человек, который похоронен в этом месте, или дух, который прислуживает этому месту, станут посредниками между ними и Великим и Могучим Аллахом. Пречистый Господь по этому поводу сказал: «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”» Аз-З’Умар 39:3.
Испрашивание благословения также может быть малым многобожием, если, например, человек берет песок с могилы и посыпает себя им, полагая, что этот песок является благословенным, и от прикосновения к нему тело человека также обретает благословение. Подобные убеждения относятся к малому многобожию, потому что такой человек не посвящает обряды поклонения кому-либо вместо Аллаха, а лишь считает причиной происходящих явлений то, что шариат не позволил считать такой причиной.

Всевышний Аллах сказал:
«Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу, и еще третью – Манат?» Ан-Наджм 53:19-20.

Аль-Лат представляла собой белую скалу, которой поклонялись жители Таифа. Этот идол был разрушен только после того, как сакифиты обратились в Ислам. С этим поручением Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил аль-Мугиру ибн Шубу, который разрушил скалу, на которой находилось строение и возле которой собирались служители.

32
____________________________________________________________________________

Аль-Узза представляла собой дерево, расположенное между Меккой и Таифом. Однако идол сохранял такое обличие только первое время, потому что впоследствии на его месте было возведено строение на трех опорах. Вокруг него также собирались служители, наряду с которыми идолу прислуживала предсказательница. После покорения Мекки Пророк, мир ему и благословение Аллаха, отправил Халида ибн аль-Валида разрушить этот идол, и тот срубил три дерева и убил предсказательницу, которая призывала джиннов для того, чтобы вводить в заблуждение людей. В действительности, язычники поклонялись как этому дереву, так и женщине, которая прислуживала этому идолу.
Манат в кораническом аяте назван еще одним, третьим идолом для того, чтобы подчеркнуть его низость и презренность. Этот идол также представлял собой скалу, которая получила такое название от арабского глагола “йумна”, что означает “проливаться”, потому что для его возвеличивания язычники проливали на него много крови жертвенных животных.
Этот аят имеет полное отношение к данной главе, потому что аль-Лат и Манат представляли собой скалы, а аль-Узза представляла собой дерево. Деяния, которые совершали язычники у этих трех идолов, полностью идентичны с теми деяниями, которые совершают многобожники возле камней, деревьев и пещер спустя много веков. А обожествление могил и поклонение им является еще более тяжким грехом.

Передают, что Абу Вакид ал-Лейси рассказывал: «Вместе с Посланником Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы отправились в Хунейн. В то время мы были еще новообращенными мусульманами, недавно отказавшимися от неверия, а у язычников был лотус, у которого они собирались для своих обрядов, развешивая на нем свое оружие, и который называли Зат Анват (имеющий подвески). Так вот, когда мы проезжали мимо этого лотуса, то сказали: О Посланник Аллаха, назначь для нас Зат Анват – такой же, как и у них. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Аллах Превелик! Это – дороги прежних народов! Клянусь Тем, в Чьей Руке находится моя душа, вы попросили то же, что попросили у Мусы сыны Исраила: «Сделай и нам божество – такое же, как и у них». Он сказал: «Воистину, вы – невежественные люди».(25) Вы обязательно последуете по дорогам своих предшественников!» Этот хадис передал ат-Тирмизи и назвал его достоверным.(26)


Этот хадис является очень важным достоверным преданием. У идолопоклонников был лотус, в который они по-своему верили. Во-первых, они почитали его. Во-вторых, они собирались возле него для того, чтобы возвеличить его и благодаря этому попасть в число приближенных. В-третьих, они вешали на него свое оружие в надежде на то, что благословение перейдет от этого дерева к их оружию, которое от этого станет острее и принесет больше пользы своему хозяину. По этим причинам их поступок представлял собой великое многобожие. Некоторые из новообращенных мусульман, да будет доволен ими Аллах, сказали: «О Посланник Аллаха, назначь для нас Зат Анват – такой же, как и у них». Они полагали, что это деяние не относится к многобожию и что свидетельство единобожия не противоречит этому поступку. Именно поэтому богословы говорили, что некоторые проявления многобожия могут остаться незамеченными даже достойными людьми. И ярким примером этого является тот факт, что некоторые сподвижники из числа тех, которые обратились в Ислам после покорения Мекки, не знали некоторых вопросов, связанных с поклонением одному Аллаху, хотя они лучше всех остальных людей разбирались в языке арабов.
И следует обратить внимание на то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сравнил просьбу этих сподвижников назначить для них Зат Анват со словами соплеменников Мусы, которые сказали: «Сделай и нам божество – такое же, как и у них». Однако сподвижники не сделали того, о чем они попросили Пророка, мир ему и благословение Аллаха, потому что они отказались от этой мысли, как только он запретил им поступать таким образом. Но если бы они поступили бы таким образом, то совершили 
---------------------------------
25 Аль-А’раф 7:138. 
26 Ахмад 5/218, ат-Тирмизи (2181).
33

_____________________________________________________________________________


бы великое многобожие. Однако они не сделали этого, а лишь попросили об этом. Их слова были проявлением малого многобожия, потому что они содержали своего рода привязанность к творениям вместо Великого и Могучего Аллаха. И поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не приказал им обратиться в Ислам заново. И совершенно очевидно, что великое многобожие, которое совершали язычники, не было связано только с испрашиванием благословения у дерева Зат Анват. Оно определялось тем, что язычники возвеличивали его, собирались возле него с целью поклонения и испрашивали у него благословения, подвешивая на него свое оружие. А ранее мы уже отмечали, что если человек испрашивает благословение у дерева, камня и тому подобного, полагая, что этот предмет или это место может приблизить его к Аллаху, послужить посредником между ним и Аллахом или помочь ему поскорее получить ответ на молитву и привести в порядок дела, то это является великим многобожием. Именно так поступали арабы во времена невежества, и если ты задумаешься над тем, как поступали люди, поклонявшиеся могилам и исповедовавшие еретические воззрения, в более поздние времена и как они поступают в наши дни, то тебе станет ясно, что их деяния подобны тому, что совершали ранние многобожники возле аль-Лата, аль-Уззы и Зат Анвата. Современные многобожники надеются получить благословение от могил и даже железных оград, которыми огорожены эти могилы, и поэтому многочисленные мавзолеи выстроены во многих странах, где распространено или имеет место многобожие. Они надеются получить благословение от стен строения, воздвигнутого на могиле, и даже от железных прутьев, которыми обнесена могила. А когда они обтирают их своими руками, они делают это так, словно обтирают самого человека, погребенного в этой могиле, словно его душа сливается с ними воедино и словно он действительно будет посредником между ними и Аллахом. А причина этого заключается в том, что они бесконечно возвеличивают этого человека, и это является великим многобожием, поскольку эти люди всей душой надеются на то, что именно этот человек, а не Великий и Могучий Аллах, принесет им пользу и защитит их от зла. Они считают, что он поможет им приблизиться к Великому и Могучему Аллаху, и разделяют воззрения своих предшественников, о которых Аллах сказал: «А те, которые взяли себе вместо Него других покровителей и помощников, говорят: “Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху как можно ближе”» Аз-З’Умар 39:3.

Однако наряду с такими поступками можно наблюдать и поступки иного характера, о которых мы также уже говорили. Речь идет о тех, кто считает прикосновение к этим предметам причиной обретения блага и избавления от зла. Именно так поступают некоторые невежественные люди в Заповедной мечети, когда они начинают обтирать ворота святилища или некоторые из его стен и столбов. Но если человек, подобно некоторым невеждам, полагает, что эти столбы обладают душой, что возле них похоронен один из праведников или что этим столбам прислуживают добрые духи, и обтирает их для того, чтобы приблизиться к Великому и Могучему Аллаху, то он совершает великое многобожие. Если же он обтирает их, потому что считает это место благословенным и верит в то, что оно по воле Аллаха является причиной для исцеления, то он совершает малое многобожие.

Одним словом, если человек обтирает почитаемый предмет, полагая, что по воле Аллаха он является причиной для обретения блага или избавления от зла, то он совершает малое многобожие. Если же он всей душой привязывается к этому предмету или месту и по этой причине начинает обтирать его, испрашивать у него благословения, возвеличивать его и проводить возле него время в поклонении и служении, если он полагает, что у этого места есть свой дух или что это место поможет ему приблизиться к Аллаху, то он совершает великое многобожие.



34

_____________________________________________________________________________


РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Смысл аята из суры “ан-Наджм”.
  2. Знание о том, что они потребовали.
  3. Они этого не совершили.
  4. Их целью было стремление приблизиться к Аллаху, поскольку они предполагали, что это угодно Ему.
  5.  Если им это не было известно, то другие были еще более невежественны.
  6. За ними есть добрые дела и обещание прощения от Аллаха, чего нет у других.
  7. Пророк не извинил их, а ответил им следующими словами: «Аллах Превелик! Это – дороги прежних народов!.. Вы обязательно последуете по дорогам своих предшественников!» Таким образом, дело усугубляется тремя обстоятельствами, изложенными в следующих трех пунктах.
  8. Главное из них состоит в том, что он сообщил им о сходстве их просьбы с просьбой сынов Израилевых, когда они попросили Мусу сделать для них божество.
  9. Отрицание этого в своем точном и скрытом от них виде содержится в смысле слов “нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха”. 
  10. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поклялся при вынесении фетвы, а он клялся только для блага.
  11. В этом проявляется как великое, так и малое многобожие, поскольку они не стали вероотступниками после этих слов.
  12. Их слова о том, что они еще не так давно были неверующими, свидетельствуют, что другим это было известно. 
  13. Законность возвеличивания Аллаха при удивлении, несмотря на то, что некоторые порицают это.
  14. Предотвращение грехов.
  15. Запрет уподобляться людям времен невежества.
  16. Гнев при обучении.
  17. Общее правило, вытекающее из слов «Это – дороги прежних народов!»
  18. Это является одним из доказательств пророчества, поскольку все произошло именно так, как было предсказано.
  19. Все, за что Аллах порицал иудеев и христиан в Коране, относится и к мусульманам.
  20. У них принято, что обряды поклонения опираются на повеления. Таким образом, в этом содержится указание на вопросы в могиле. Что касается вопроса “Кто твой Господь?”, то ответ на него ясен. Что касается вопроса «Кто твой пророк?», то ответ на него вытекает из пророческих сообщений о сокровенном. Что же касается вопроса «Какова твоя религия?», то ответ на него вытекает из слов «Сделай и нам божество...»
  21. Дорога обладателей Писания заслуживает порицания, как и дорога язычников.
  22. Из слов сподвижника «В то время мы были еще новыми мусульманами, недавно отказавшимися от неверия...» следует, что если человек отрекается от лжи, к которой его сердце успело привыкнуть, то в нем могут сохраниться остатки прежних привычек.
35

_____________________________________________________________________________

ГЛАВА 10
О жертвоприношении не Аллаху

В этой главе речь идет о грозном предупреждении тем, кто совершает жертвоприношение не Аллаху, поскольку это является приобщением сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху. Под жертвоприношением подразумевается пролитие крови, и здесь следует обратить внимание на два важных момента, которые и являются сутью этой главы.
Во-первых, пролить кровь животного можно для того, чтобы умертвить его с какой-либо целью. Во-вторых, пролить кровь животного можно для того, чтобы приблизиться к объекту поклонения, и в этом случае во время жертвоприношения человек произносит имя своего божества и формирует намерение. Произнесение имени божества во время жертвоприношения носит характер испрашивания помощи, потому что арабский предлог “ба” в выражении “бисмиллях” используется для испрашивания помощи у Аллаха. И поэтому смысл этого выражения таков: «Я приношу эту жертву, испрашивая благословения и помощи посредством всех имен Великого и Могучего Аллаха». Что же касается намерения, то оно связано с тем, ради чего раб совершает этот обряд поклонения. Таким образом, могут возникнуть четыре ситуации.
Во-первых, если человек произносит имя Аллаха и совершает жертвоприношение только ради Великого и Могучего Господа, то он руководствуется принципами единобожия и поклоняется Аллаху. Следовательно, при заклании животного обязательно соблюдать два условия. Прежде всего, необходимо совершать это ради Аллаха и намереваться посредством этого приблизиться к Аллаху, если речь идет о заклании животных в праздник жертвоприношения, во время паломничества или по случаю рождения ребенка. А наряду с этим необходимо произносить над закалываемым животным имя Великого и Могучего Аллаха. Если человек сознательно не упомянул имени Аллаха, то зарезанное животное нельзя употреблять в пищу. Если же человек не намеревался посредством заклания животного приблизиться к Великому и Могучему Аллаху или кому-либо другому, а лишь хотел накормить гостей или поесть сам, то такое зарезанное животное разрешается употреблять в пищу, потому что при его заклании было упомянуто имя Аллаха и потому что оно не было зарезано ради кого-либо вместо Аллаха. Подобные поступки не влекут за собой наказание и не являются запрещенными.
Во-вторых, если человек произносит имя Аллаха, но совершает жертвоприношение для того, чтобы приблизиться к кому-либо вместо Аллаха, например, если он произносит имя Аллаха и приносит в жертву верблюда в надежде угодить великому пророку или праведнику, который похоронен в могиле. И хотя этот человек заколол животное с именем Аллаха, он все равно приобщает сотоварищей к Аллаху, потому что проливает кровь не для того, чтобы возвеличить Аллаха, а для возвеличивания погребенного человека. Сюда же относятся поступки, совершаемые некоторыми бедуинами или горожанами, которые при встрече почтенных гостей приводят верблюдов или другую скотину и зарезают этих животных перед гостями, тем самым возвеличивая их. Они проливают кровь при встрече гостей и фактически закалывают животное не ради Великого и Могучего Аллаха, даже если при этом они произносят имя Аллаха. Богословы отмечали, что подобные деяния категорически запрещены, потому что эта кровь проливается не ради Аллаха, и есть мясо таких животных не разрешается. Но еще более существенным моментом является то, что нельзя возвеличивать людей подобным образом, поскольку проливать кровь можно только для возвеличивания Великого и Могучего Аллаха. Только Пречистый Аллах заставляет кровь течь по сосудам, и только Он заслуживает поклонения и подобного возвеличивания.
В-третьих, если человек произносит имя не Аллаха и совершает жертвоприношение не ради Великого и Могучего Аллаха, например, если он перерезает шею животному с именем Мессии на устах и делает это для того, чтобы приблизиться к Мессии. Подобное многобожие включает в себя приобщение сотоварищей к Аллаху в испрашивании помощи и в поклонении. То же самое относится к тем, кто совершает жертвоприношение во имя аль-Бадави, аль-Хусейна, госпожи Зейнаб и других творений, которым некоторые люди посвящают обряды поклонения. Люди совершают жертвоприношения с их именами на 

36

______________________________________________________________________________



устах и пытаются таким образом приблизиться к этим творениям. Они намереваются посредством пролития крови угодить этим творениям, и такие деяния содержат в себе сразу два элемента многобожия. Прежде всего, они испрашивают у них помощь. А наряду с этим они поклоняются им, возвеличивают их и проливают кровь ради них, а не ради Великого и Могучего Аллаха.
В-четвертых, если человек при заклании животного произносит имя не Аллаха, но посвящает это жертвоприношение Великому и Могучему Аллаху. Такое встречается довольно редко и может иметь место, если человек зарезает животное ради почитаемого человека, например, ради аль-Бадави, а затем рассчитывает благодаря этому приблизиться к Великому и Могучему Аллаху. Фактически подобные деяния также являются приобщением сотоварищей к Аллаху в испрашивании помощи и поклонении.
Следовательно, жертвоприношение не ради Аллаха является приобщением сотоварищей к Аллаху в поклонении, а упоминание имени не Аллаха при заклании животного является приобщением сотоварищей к Аллаху в мольбе о помощи. Вот почему Великий и Могучий Аллах сказал: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие. Воистину, дьяволы внушают своим помощникам препираться с вами. Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками» Аль-Ан’ам 6:121.
Это означает, что если вы станете повиноваться им, приобщая сотоварищей к Аллаху, то вы, как и они, станете многобожниками.

Всевышний Аллах сказал:
«Скажи: “Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман”» Аль-Ан’ам 6:162-163.

Этот аят свидетельствует о том, что жертвоприношение и намаз являются обрядами поклонения. Аллах сказал, что жертвоприношение посвящено Аллаху, а из всех деяний творений Аллаху могут быть посвящены только обряды поклонения. Вот почему упоминание о жертвоприношении в этом аяте указывает на то, что оно является обрядом поклонения, который может быть обращен только к Великому и Могучему Аллаху.
Наличие арабского предлога “лям” перед именем Аллаха также указывает на то, что только Аллах заслуживает этих обрядов поклонения. А упоминание о том, что у Него нет сотоварищей, является третьим обстоятельством, свидетельствующим в пользу этого. Это значит, что у Аллаха нет сотоварищей, ради которых можно было бы совершать намаз или закалывать животных. Намаз и жертвоприношение не могут быть посвящены кому-либо, кроме Великого и Могучего Аллаха. Он один заслуживает поклонения и обладает такой величайшей властью.

Он также сказал:
«Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» Аль-Каусар 108:2.

Все, что Аллах повелел совершать, относится к поклонению, потому что поклонением называется понятие, объединяющее все слова и деяния, совершаемые душой и телом, которые Аллах любит и которыми Он доволен. Великий и Могучий Аллах повелел совершать намаз, и это значит, что намаз является богоугодным деянием. Он также повелел совершать жертвоприношение, и это значит, что оно также относится к деяниям, которые Аллах любит и которыми Он доволен. Следовательно, оно является поклонением Великому и Могучему Аллаху.

Передают, что Али рассказывал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, поведал мне четыре вещи: Да проклянет Аллах того, кто принес жертву не Ему! Да проклянет Аллах того, кто проклял своих родителей! Да проклянет Аллах того, кто предоставил укрытие еретику! Да проклянет Аллах того, кто изменил границы раздела земли!» Этот хадис передал Муслим.(27)
---------------------------
27 Муслим (1978), ан-Насаи 7/232.

37

____________________________________________________________________________

Этот хадис упоминается в данной главе, потому что в нем проклят тот, кто совершает жертвоприношение не Аллаху, т.е. не ради Аллаха, а для того, чтобы возвеличить какое-либо творение или приблизиться к нему. Проклятие – это изгнание или отдаление от милости Великого и Могучего Аллаха. Если человек проклят Аллахом, то он отдаляется от Его особой милости, потому что милость Аллаха в широком смысле слова объемлет все виды творений и распространяется как на мусульман, так и на неверующих. И хорошо известно, что если за какой-либо грех человек удостаивается проклятия, то этот грех относится к тяжким. В отношении жертвоприношения не Аллаху это совершенно очевидно, потому что оно является формой приобщения сотоварищей к Великому и Могучему Аллаху, и поступающий таким образом человек заслуживает проклятия, изгнания и отдаления от милости Господа.
Передают, что Тарик ибн Шихаб рассказывал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Из-за одной мухи один человек вошел в Рай, а другой – в Огонь». Люди спросили: «Как это, о Посланник Аллаха?!» Он сказал: «Как-то два человека проезжали мимо народа, который поклонялся идолу и никому не разрешал пройти мимо него, пока он не принесет ему что-нибудь в жертву. Они сказали одному из путников: Принеси что-нибудь в жертву! Он ответил: Но у меня нет ничего, что я мог бы пожертвовать. Они сказали: Ну тогда принеси в жертву хотя бы муху! Тогда он принес в жертву муху, и ему было позволено продолжить путь, а затем он попал в Огонь. Затем они сказали другому путнику: Принеси что-нибудь в жертву! Он ответил: Я не делаю жертвоприношений никому и ничему, кроме Великого и Могучего Аллаха! Тогда ему отрубили голову, и он попал в Рай». Этот хадис передал Ахмад.(28)


Причина упоминания этого хадиса в данной главе заключается в том, что именно жертвоприношение с целью угодить идолу обрекло человека на мучения в Огне. Совершенно очевидно, что этот человек был мусульманином и попал в Адский огонь именно из-за этого поступка. Все это означает, что жертвоприношение не Великому и Могучему Аллаху является великим многобожием. Это также подтверждается тем, что из очевидного смысла хадиса следует, что этот человек заслужил адские мучения вместе с теми, кто останется там навечно.
Из него также следует, что если принесение в жертву мухи, которая не представляет никакой ценности, обрекает человека на попадание в Ад, то принесение в жертву того, что приносит больше пользы, стоит дороже и представляет большую ценность для своего хозяина, является еще большей причиной для попадания в Адский огонь.
Также необходимо отметить, что язычники не принуждали этого человека совершить жертвоприношение силой. Они никому не позволяли проходить мимо их селения, не совершив жертвоприношения, но это нельзя назвать принуждением, потому что человек мог сказать: «Я вернусь туда, откуда пришел». Но если даже мы скажем, что они принуждали путников поступать таким образом, угрожая им смертью, то этот хадис все равно повествует о предыдущих религиозных общинах. В настоящее время мусульмане не несут ответственности, если их принудили произнести слово, являющееся неверием, или совершить поступок, являющийся неверием, в то время как их сердце было преисполнено веры, и это является особенностью нашей общины.
-----------------------------
28 Ахмад в книге “аз-Зухд”, стр. 15.


38

____________________________________________________________________________


РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Смысл аята «Скажи: Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение...»
  2. Смысл аята «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву»
  3. Первым был проклят тот, кто приносит жертву не Аллаху.
  4. Также был проклят тот, кто проклинает своих родителей. К этому относится и тот, кто проклинает родителей другого человека, вынуждая того проклинать его собственных родителей.
  5. Также был проклят тот, кто предоставляет укрытие человеку, который совершил ересь, заслужил наказание по закону Аллаха и скрывается у того, кто может укрыть его.
  6. Также был проклят тот, кто изменяет границы земельных угодий, нарушая при этом право соседа на землю.
  7. Разница между проклятием определенного человека и проклятием грешников вообще.
  8. Огромное значение хадиса о принесении мухи в жертву идолу.
  9. Человек попал в Огонь из-за принесенной в жертву мухи, хотя он вовсе не хотел этого, а сделал это только для того, чтобы уберечься от зла тех людей.
  10. Знание о тяжести многобожия в сердцах верующих, благодаря которому второй человек стойко встретил смерть, не уступив требованиям идолопоклонников, хотя они хотели от него чисто внешнего действия.
  11. Тот, кто попал в Огонь, был мусульманином, ибо если бы он был неверующим, то о нем не было бы сказано, что он попал в Огонь из-за одной мухи.
  12. В этом содержится подтверждение достоверного хадиса, в котором говорится: «Рай ближе к вам, чем шнурок ваших сандалий, и Огонь на таком же расстоянии от вас».
  13. Знание о том, что деяния, совершаемые сердцем, являются величайшей целью даже у идолопоклонников.

ГЛАВА 11
Нельзя делать жертвоприношение Аллаху в том месте,
где приносят жертву не Аллаху

В этом предложении арабский предлог “ба” обладает более широким смыслом, чем предлог “фи”, потому что он одновременно указывает как на определенное место, так и на прилегающие к нему места. В данном случае имеются в виду оба эти значения, и поэтому нельзя делать жертвоприношения Аллаху как вблизи от того места, где приносят жертву не Аллаху, так и в самом месте, где приносят жертву не Аллаху. Это объясняется тем, что в обоих случаях человек уподобляется людям, которые приносят жертву не Великому и Могучему Аллаху.
Таким образом, мусульманам, которые исповедуют единобожие, не разрешается совершать жертвоприношение возле могилы, мавзолея или в любом другом месте, почитаемом многобожниками или приверженцами измышлений, которые совершают жертвоприношения ради того, кто погребен в могиле, и т.п. Подобное запрещается даже в том случае, если жертва приносится искренне ради Великого и Могучего Аллаха, потому что поступающий таким образом уподобляется многобожникам, возвеличивая места, в которых они совершают всевозможные обряды поклонения и посвящают их не Аллаху. Одним словом, совершать жертвоприношение одному Аллаху в том месте, в котором люди приносят жертвы не Аллаху, запрещается. Более того, это является одним из путей распространения многобожия и побуждает людей почитать такие места. Вот почему шариат запрещает подобные поступки и относит их к путям распространения многобожия.

Всевышний Аллах сказал:
«Никогда не совершай в ней намаз. Мечеть, которая с первого дня была основана на богобоязненности, больше заслуживает того, чтобы ты выстаивал в ней. В ней есть мужи, которые любят очищаться. Воистину, Аллах любит очищающихся» Ат-Тауба 9:108.

Аллах запретил совершать намаз в мечети, построенной лицемерами для нанесения вреда мусульманам. Эта мечеть была основана для устроения засады на мусульман и для борьбы с Аллахом и Его Посланником, мир ему и благословение Аллаха. Именно такую цель преследовали люди, построившие эту мечеть, и мусульманам было запрещено совершать в ней намаз вместе с ними, поскольку это означало бы одобрение совершенного ими поступка и способствовало бы увеличению их рядов. Кроме того, намаз в ней стал бы искушением для многих людей. По этим причинам Великий и Могучий Аллах запретил Своему Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и правоверным молиться в мечети, построенной для нанесения вреда. И совершенно ясно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и правоверные совершали намаз искренне ради Великого и 



39

_______________________________________________________________________________

Могучего Аллаха, а не ради кого-либо еще. Они были искренни перед Аллахом и не имели намерения вредить мусульманам, сеять рознь между ними и устраивать засаду на них, и тем не менее им было запрещено совершать намаз в этой мечети. А запрещено это было для того, чтобы они не имели ничего общего с этими людьми и не уподоблялись им, собираясь вместе с ними в этом месте. То же самое можно сказать о тех, кто совершает жертвоприношение Аллаху в тех местах, где приносят жертву не Аллаху, ибо, если даже человек поступает так искренне ради Аллаха, он своим поступком призывает других возвеличивать и почитать такие места.

Передают, что Сабит ибн ад-Даххак рассказывал: «Однажды один человек дал обет зарезать жертвенного верблюда в Буване и спросил об этом Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Тот спросил: Стоял ли на том месте какой-нибудь языческий идол, которому поклонялись люди? Ему ответили: Нет. Он спросил: А проходили ли там какие-нибудь празднества идолопоклонников? Люди ответили: Нет. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Исполняй свой обет! Но не следует исполнять обет, связанный с ослушанием Аллаха и тем, чем сын Адама не владеет». Этот хадис передал Абу Дауд (13313), и цепочка его рассказчиков достоверна согласно требованиям аль-Бухари и Муслима. 

Когда мужчина спросил у Пророка, мир ему и благословение Аллаха, разрешения совершить жертвоприношение в Буване, тот потребовал от него дополнительных разъяснений, потому что обстоятельства требовали этого. И его вопрос свидетельствует о том, что если бы там находился какой-либо из идолов, которому поклонялись во времена невежества, то совершать жертвоприношение в этом месте было бы запрещено. Вот почему этот хадис имеет отношение к данной главе.
Затем он спросил, проходили ли там какие-нибудь празднества идолопоклонников. Арабское слово “ид” означает “место или время, которое периодически повторяется или к которому люди периодически собираются”.(29) Поэтому празднество может быть связано с местом, потому что это слово используется в отношении тех мест, куда люди приходят в определенное время. Празднества также могут быть связаны со временем, потому что они периодически повторяются в определенное время. Поэтому этот вопрос касался как празднеств, связанных с этим местом, так и празднеств, проходящих в определенное время. Хорошо известно, что любые праздники язычников, будь то празднества, связанные с определенным местом или проходящие в определенное время, отмечались в соответствии с их религией, которая строилась на приобщении сотоварищей к Аллаху. Из этого следует, что во время своих празднеств они совершали свои обряды поклонения, приобщая сотоварищей к Аллаху. Одним из поступков, которые язычники совершали на своих празднествах, было жертвоприношение и пролитие крови ради идолов. Более того, это деяние можно было назвать величайшим из обрядов, которые они совершали. А это значит, что уподобляться многобожникам, приходя в то место, где они приносили жертву не Аллаху, и совершая деяние, которое внешне похоже на деяния самих многобожников, запрещается, даже если человек является искренним единобожником, приносит жертву только Аллаху и совершает намаз только ради Великого и Могучего Аллаха. И причина этого заключается только во внешнем уподоблении многобожникам.
Поскольку причин запретить жертвоприношение в Буване не было, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Исполняй свой обет! Но не следует исполнять обет, связанный с ослушанием Аллаха и тем, чем сын Адама не владеет». Богословы отмечали, что употребление в этом хадисе арабского союза “фа” означает, что причина позволения исполнить обет в Буване заключается в том, что предшествовавшие этому обстоятельства не были ослушанием Аллаха. А заданные вопросы указывают на то, что приносить жертву Аллаху в тех местах, где прежде находился идол, которому поклонялись язычники, или где проходили празднества язычников, запрещается, и подобные поступки являются ослушанием Великого и Могучего Аллаха.
------------------------
29 В арабском языке это слово используется в значении “праздник”, “празднество”. – Прим. пер.


40


_________________________________________________________________________________


РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Смысл слов Аллаха «Никогда не совершай в ней намаз».
  2. Грех и неповиновение, как и покорность, оказывают воздействие на землю.
  3. Перевод сложного вопроса в разряд простых для преодоления его сложности.
  4. Обращение за разъяснением к муфтию при необходимости.
  5. Давать обет исполнить какой-либо обряд поклонения в каком-либо месте разрешается, если для этого нет никаких препятствий.
  6. Это запрещается, если в данном месте находился один из языческих идолов, даже если он уже разрушен.
  7. Это запрещается также в том случае, если в данном месте проходили празднества язычников, даже если это было в прошлом.
  8. Исполнять обет в данном месте нельзя, так как такой обет является ослушанием.
  9. Предупреждение о недопустимости уподобления многобожникам в их празднествах, даже если это происходит непреднамеренно.
  10. Нельзя давать обет, связанный с ослушанием Аллаха. 
  11. Сын Адама не должен давать обет о том, чем он не владеет.




ПРЕДЕЛ ЖЕЛАЮЩЕГО 3 


















No comments:

Post a Comment